Какой выбрать щебень для расклинцовки
Технологии, используемые при создании автомобильных дорог, тротуаров и площадок с твердым покрытием, обладают уникальными особенностями, направленными на достижение ключевого результата - прочности и ровности покрытия. Эти показатели тесно связаны с качеством всех составляющих конструкции - дорожной насыпи, параметрами корыта, толщиной и плотностью песчаного подстилающего слоя, а также щебеночного основания. Особую роль в эксплуатационных характеристиках дорожного покрытия играет щебень. Условия его применения в дорожном строительстве регулируются нормами, такими как СП 78.13330.2012 (СНиП 3.06.03-85), а виды и качество материала подпадают под государственные стандарты, такие как ГОСТ 8267-93 (для щебня из плотных горных пород), ГОСТ 25607-2009 (дорожные щебеночно-гравийно-песчаные смеси), ГОСТ 3344-83 (шлаковый щебень).
Технология устройства щебеночных основ автомобильных дорог
Технология устройства щебеночных основ автомобильных дорог предполагает использование дорожного щебня в естественном виде - сыпучего материала, состоящего из хаотичной массы обломков природного камня с искусственным распределением (рассевом) на фракции 5-20, 10-20, 20-40, 40-70, 70-120 мм. Прочность и другие технические характеристики этого материала определяются свойствами материнской породы, учитываемыми при проектировании объектов. Процесс строительства дорог включает поэтапное, послойное устройство основ с последовательной укладкой щебня на предварительно подготовленный подстилающий конструктивный слой из песка. Иногда материалы разделяют полотном геотекстиля. Нижний слой основания формируется с использованием щебня фракции 40-70, 70-120 мм, а средний слой, как правило, представляет собой материал с размерами зерен 20-40 мм. Равномерность распределения массы камней в каждом слое достигается многократными проходами автогрейдера с контролем ровности геодезическими приборами. Плотность обеспечивается послойной укаткой катками (тяжелыми, средними, легкими), причем более мелкий щебень среднего слоя заполняет полости между зернами нижнего слоя, клинит их, обеспечивая конструкции устойчивость. На завершающем этапе строительства основания (верхний слой) выполняется его расклинцовка щебнем мелких фракций. Суть этого процесса заключается в окончательном выравнивании поверхности после уплотнения и вдавливания клинца в оставшиеся полости нижележащего слоя, что делает конструкцию монолитной и готовой к укладке асфальтового или бетонного покрытия.
Расход щебня
Расход щебня при укладке и расклинцовке зависит от соответствующих норм строительства, государственных стандартов и напрямую связан с толщиной конструктивного слоя, предусмотренной проектом. Наибольший объем материала требуется для формирования нижних слоев основания из щебня фракции 40-70 и выше. При толщине слоя 200 мм это более двухсот кубометров на тысячу квадратных метров. Примерно тот же объем требуется для средних слоев основания. Для расклинцовки поверхностей с использованием щебня фракции 40-70 мм потребуется около 15 куб.м. материала на 1000 кв.м., а при использовании фракции 5-10 и 10-20 мм - около 10 куб.м. на 1000 кв.м. поверхности.
Расклинцовка щебеночных основ необходима не только при строительстве автомобильных дорог, но и при благоустройстве малых площадок и пешеходных дорожек. Ее назначение остается неизменным, но технологию можно упростить с использованием доступных материалов, ручного труда, механических трамбовок и виброплит. Это не только увеличит прочность покрытия, но и приведет к существенной экономии асфальта или бетона.
Виды щебня
Виды щебня для расклинцовки имеют значительное влияние на прочность и ровность щебеночных основ автомобильных дорог. Выбор материала производится на основе его породы и фракции, что учитывается еще на этапе проектирования и проверяется в ходе приемочного контроля. Параметры, такие как вид материнской породы, фракционный состав, прочностные характеристики, содержание зерен слабых пород, лещадность, морозостойкость, водопоглощение и водостойкость, радиоактивность, определяют технические свойства щебня. Эти характеристики проверяются в лабораториях производителей и могут подтверждаться на месте укладки для дополнительной проверки качества материала. С учетом технических параметров наилучшими для расклинцовки считаются гранитный, базальтовый, диоритовый, габбро, амфиболитовый, серпентинитовый, мраморный, известняковый и гравийный виды щебня. Различные фракции из магматических горных пород, такие как 5-10 и 10-20 мм, являются идеальными для расклинцовки щебеночных оснований и представляют основу при комплектации строительства автомагистралей, автомобильных дорог высоких категорий и аэродромов. В таких случаях использование гравия или отсева известнякового щебня может быть более экономичным решением для временных или менее ответственных объектов. Разнообразие предложений на строительном рынке позволяет сделать оптимальный выбор, учитывая происхождение, фракцию и прочность материала без переплаты за излишнюю функциональность.
Изображение от Freepik